Материал из наших архивов (перевод Браги Хольмгардсгоди) для ценителей ремесла и для интересующихся.
Коричневый.
Возьми железные опилки и ржавое железо, и мягкую смолу долго вари их вместе; все это делает хороший коричневый цвет [1].
Черный.
Возьми скорлупу зеленых орехов и разотри ее, и дай ей гнить в (каменном?) горшке семь дней, и так получишь черную краску [2]. Если кто-то хочет сделать черную краску, то он должен взять дубовые чернильные орешки и растереть их, и добавить туда квасцы и умело вскипятить их с квасцами и мочой, и этим красить; если он хочет сделать более темным, то должен добавить еще черной краски.
Красный.
Возьми мел в горшке и добавь туда воды, и хорошо перемешай, и пусть смесь отстоится так, чтобы вода стала чистой и возьми эту воду, и вскипяти в ней бразильское дерево, пока оно не будет готово, а потом добавь квасцы и так крась зендель (тонкий шелковый материал). Если кто-то хочет выкрасить что-либо в красный, то пусть возьмет киноварь и хорошо разотрет на камне с квасцовой водой, и красит этим. Если хочет сделать красный цвет темнее, то смешает его с черной краской или с ярь-медянкой и добавит туда квасцов; потом пусть приготовит все в (уксусе?) и возьмет бразильского дерева, и вскипятит все в человеческой моче. Также бразильское дерево, смешанное с квасцами, смешанные с (уксусом?) или мочой [делают красный цвет темнее] [3]
Нужно взять окись свинца и прокипятить его в (уксусе?), пока цвет не станет подобным цвету черепицы (красноватым?), и потом смешать с квасцами и полевым цветком, что зовется “zindlot” (Serratura tinctoria), и опять вскипятить в квасцовой воде, и процедить сквозь ткань, и этим красить.
Пусть возьмет крабов и хорошо прокипятит их в воде, и выбросит из горшка все, кроме панцирей, и оставшееся вскипятит. Разотри [панцири крабов] в ступке и процеди через ткань, и хорошо перемешай их с квасцами, пока цвет не станет красноватым; или если кто-либо хочет сделать цвет более темным, пусть добавит туда ярь-медянки [4].
Возьми бразильское дерево и клен (Acer Campestra, маленький клен, который растет до 30 футов высотой и устойчив к засухе) столько, сколько хочешь и прокипяти их в (уксусе?), и положи потом туда квасцы и камедь, так чтобы бразильское дерево и клен хорошо проварились, и пусть квасцы и камедь сварятся вместе, и с ними получишь красный на белом [5].
Желтый.
Кто хочет сделать желтую краску, берет аурипигмент (сернистый мышьяк) и смешивает с квасцами, приготовленными в (уксусе?), и этим красит.Пусть возьмет барбарис (Berberis Vulgaris) и очистит его от кожуры; потом пусть очистит зеленое и вскипятит его с квасцовой водой, и добавит туда бразильского дерева и аурипигмента (сернистого мышьяка) и красит этим.
Зеленый.
Чтобы получить зеленую краску, возьми ярь-медянку и вскипяти ее в моче, и добавь туда квасцы и порцию камеди, и крась этим; чтобы сделать цвет светлее возьми эту краску и добавь аурипигмент и смешай с квасцами, сваренными в (уксусе?) и этим крась. Пусть возьмет бузину и вскипятит ее в квасцовой воде, так получается зеленый цвет, и так же черный, если смешать с толикой черного цвета [6].
Синий.
Кто хочет получить синий цвет, пусть возьмет пигмент лазурного ляписа в (уксусе?) и вскипятит его с камедью и с квасцами и этим красит. Если хочет сделать темнее, добавь туда черной краски и синих цветов (васильков (“Centaurea cyanus”)), которые растут в поле, и разомнет все хорошо, и вскипятит в моче и смешает с квасцами и этим красит.
Возьми листья карликовой бузины и растолки их, и возьми индиго и добавь туда, и все разотри; пусть долго сохнут; и возьми (уксус?) и смешай все, и потом добавь квасцы и разотри все, пока горячее. Крась этим белую ткань и получишь хороший синий цвет.
Примечания:
1. Эта смесь не только делает более тусклым ярко-красный, но и сама является красителем. Согласно Плоссу, в этом документе термин “коричневый” варьируется от сочного коричневого до коричнево-фиолетового.
К тексту
2. Скорее всего использовалась скорлупа черного ореха, известная как темно-коричневый и черный краситель. Поскольку в ореховой скорлупе присутствует танин, то для этого рецепта не требуется “закрепитель” краски. Получаемый черный цвет варьируется от насыщенного темно-коричневого до чистого черного.
К тексту
3. Один из немногих средневековых рецептов с указаниями как использовать нерастворимые в воде краски. Согласно Плоссу, этот краситель с наибольшей вероятностью применялся для окраски шерсти, которая лучше всех сохраняет нерастворимые в воде красители.
К тексту
4. Это наименее достоверный рецепт в манускрипте; хотя раковины крабов использовались для получения розового цвета, Эмиль Плосс утверждает, что при проверке рецепта требуемый эффект не был достигнут.
К тексту
5. Бразильское дерево (Brasilwood) в основе темно-красное: добавление клена (Acer campestre) позволяет получить краситель, отмечает Плосс.
К тексту
6. Упоминание черной краски в этом рецепте одновременно понятно и смущает; если взять некое вещество и добавить к нему черной краски, то получится черная краска. Листья бузины, в то же время, содержат танин и могут быть использованы как закрепитель для других цветов. Возможно, подобным способом черный цвет делался более насыщенным.